Маркетинг
(Mark)

Информация по курсу

1. Цели курса

Цель дисциплины «Маркетинг» дать будущим специалистам систему знаний теории и практики маркетинга, навыков их успешного применения в будущей профессиональной деятельности.

В соответствии с государственным образовательным стандартом специалист должен:

знать :

- теоретические основы маркетинга;

- законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие маркетинговую деятельность предприятия;

- принципы принятия и реализации решений в сфере маркетинга;

- отечественный и зарубежный опыт маркетинговой деятельности предприятия в условиях рыночной экономики;

- методы изучения рыночной конъюнктуры;

уметь:

- выявлять проблемы при анализе конкретных маркетинговых ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты;

- систематизировать и обобщать информацию, готовить справки и обзоры по вопросам маркетинговых исследований рынка;

- использовать информационные технологии для решения маркетинговых задач на предприятии;


владеть:

- навыками исследования рынков, планирования товарного ассортимента, организации каналов распределения продукции, продвижения товаров, организации службы маркетинга на предприятии;

- методами оценки рыночных позиций предприятия;

- методами ценообразования и калькулирования себестоимости продукции на предприятии;

- методами продвижения продукции;

- методами определения эффективности программ продвижения продукции, мероприятий по повышению конкурентоспособности продукции;

а также уметь решать следующие задачи по видам маркетинговой деятельности:

- разрабатывать организационно-управленческие структуры службы маркетинга предприятия, положение, должностные инструкции;

- составлять план маркетинга, организовывать оперативный контроль за ходом его выполнения;

- разрабатывать оптовые (розничные) цены на продукцию предприятия, тарифы на работы (услуги);

- рассчитывать сметы расходов на проведение мероприятий маркетинга;

- осуществлять анализ влияния внешней маркетинговой среды на результаты деятельности предприятия;

- определять тенденции развития рынка;

- разрабатывать маркетинговую политику предприятия;

- определять конкурентоспособность продукции и предприятия;

- проводить исследования внешней и внутренней среды предприятия; основных факторов, формирующих динамику потребительского спроса на продукцию предприятия.


2. Краткое описание курса

Маркетинг - основа для эффективного функционирования предприятий в условиях рынка.

Категории маркетинга. Цели маркетинга. Задачи и принципы маркетинга. Концепция маркетинга. Концепция интенсификации коммерческих усилий. Их основные отличия. Закон о защите прав потребителей. Эволюция концепции маркетинга. Социально-этичныймаркетинг.Этапы реализации концепции маркетинга. Инструменты маркетинга и сфера их действия. Категории маркетинга.

Ф ункции маркетинга и его субъекты. Понятие функций маркетинга и их содержание. Программа маркетинга, виды программ и их содержание. Делегирование и распределение ответственности за выполнение функций маркетинга. Субъекты маркетинга.

Понятие маркетинговой среды и ее слагаемые. Микросреда функционирования.Факторы микросреды, их взаимосвязь и учет их в разработке планов маркетинга. Макросреда функционирования фирмы.Факторымакросреды, их содержание, взаимосвязь и влияние на принятие решений в сфере маркетинга.

Роль маркетинговой информации. Понятие и алгоритм маркетингового исследования. Виды информации маркетингового исследования, содержание, достоинства и недостатки.

Методы маркетинговых исследований. Инструментымаркетинговых исследований. Анкета: правила построения,виды и приемы составления. Основные ошибки в составлениианкеты. Рекомендации по составлению анкет. Механические устройства в маркетинговых исследованиях и их функции. Составление плана выборки. Изменение точности результатов опроса . Способы связи с аудиторией, их содержание и особенности.

Система анализа маркетинговой информации и ее основа. Области применения методов анализа маркетинговой информации.

Концепция системы маркетинговой информации. Зарубежная практика системы поддержки маркетинговых решений.

Сущность и значение планирования маркетинга . Понятие стратегии маркетинга. Использование маркетинговой информации в выработкестратегии маркетинга. Факторы, оказывающие влияние на выбор стратегии маркетинга. Принципы разработки планов маркетинга. Роль стратегического планирования маркетинга. Этапы стратегического планирования маркетинга. Создание стратегических хозяйственных подразделений. Установление целей маркетинга . План маркетинга и его структура. Классификация стратегий маркетинга.

Понятие, виды и природа рынка. Классификация товарных рынков . Сегмент рынка . Сегментирование рынка.Разновидностисегментирования.Признаки сегментирования потребительских товаров . Схема сегментирования рынка. Признаки сегментирования товаров производственного назначения. Целевой рынок . Варианты стратегии охвата рынка. Позиционирование товаров. Пути позиционирования. Ниша рынка. Емкость рынка и факторы, на нее влияющие. Конъюнктурарынка. Направления комплексного исследования рынка.

Прогнозирование рынка. Прогноз рынка и требования, предъявляемые к прогнозам. Модель развития рынка. Виды прогноза. Способы разработки прогноза рынка. Тенденции развития спроса и модели прогнозирования рынка.

Сущность и стратегия конкуренции . Конкуренция : предмет, объект и функции. Виды конкуренции. Анализ конкурентов. Конкурентоспособность фирмы и факторы, на нее влияющие. Многоугольник конкурентоспособности. Конкурентоспособность продукции . Параметры, характеризующие конкурентоспособность продукции . Методыизмерения конкурентоспособности. Последовательность и содержание мероприятий по оценке конкурентоспособности продукции.

Цена и ее роль в маркетинге. Функции цены в рыночной экономике. Виды цен. Структура цены. Факторы, влияющие на процесс ценообразования. Степени ограничения цен государством . Методика расчета исходной цены на товар. Возможные цели ценообразования. Взаимосвязь целей ценообразования и уровня цен. Определение спроса. Зависимость между ценой и спросом. Эластичность спроса. Определение границ возможнойцены.Установление цен на новый товар. Методы ценообразования. Разработка стратегии ценообразования . Варианты стратегии маркетинга применительно к показателям цены и качества.

Кана лы распределения: понятие, функции, число уровней. Решение о структуре каналов. Выбор участников канала распределения. Товародвижение и его цели. Система товародвижения: обработка заказов, складирование, запасы, транспортировка. Маркетинговые системы: вертикальные, горизонтальные, комбинированные.

Розничная торговля и ее значение.Виды розничных предприятий. Маркетинговыерешениярозничного торговца. Оптовая торговля и ее значение. Функции оптовиков. Виды посредников. Маркетинговыерешения оптовиков. Новые тенденции развития розничной и оптовой торговли. Выбор оптимального канала сбыта.

Понятие и виды продвижения. Цели продвижения. Методы разработки бюджета на продвижение товара. Структура продвижения. Достоинства и недостатки различных видов продвижения. Эффективность продвижения и жизненный цикл продукции.

Понятие изадачирекламы. Рекламная деятельность за рубежом. Особенности рекламной практики в России. Видырекламы.Жизненный цикл товара и реклама. Средства рекламы: особенности, достоинства и недостатки.Выбор средств рекламы. Бесполезная аудитория . Степень передачи информации . Процесс формирования рекламы. Правила составления рекламного сообщения. Международный кодекс рекламной практики. Закон РФ «О рекламе». График использования средств рекламы. Затраты на рекламу. Модели оптимизации затрат на рекламу. Методы оценки эффективностирекламы.

Сущность и значение личной продажи. Принятие решения о личной продаже. Планирование личной продажи: отбор покупателей, выбор стратегии, информационная разведка, разработка логики личной продажи. Техника личной продажи. Правила личной продажи.

Управление торговым персоналом. Выбор и обучение торгового персонала. Функции торговых агентов. Системы оплаты труда торговых агентов. Привлечение и отбор торгового персонала . Контроль за работой торговых агентов . Оценка эффективности работы торговых агентов . Многоуровневый маркетинг как особая торговая система.

Понятие и ограничения стимулирования сбыта. Отличие стимулирования сбыта от других видов продвижения товара. Ограничения стимулирования сбыта. Субъекты стимулирования сбыта: покупатели, посредники,продавцы. Средства стимулированиясбыта.Программа стимулирования сбыта. Зарубежный опыт использования средств стимулирования сбыта.

Понятие и история развития паблик рилейшинз и паблисити.Функции и область применения паблисити. Основные отличия паблисити от прямой рекламы. Принципы и цели паблисити. Мероприятия паблисити. Система деловой коммуникации в паблик рилейшинз.Методы и инструментыпаблисити.Формирование имиджа фирмы. Программа паблисити. Оценка эффективности программы паблисити. Модель контроля паблисити .

Задачи маркетинга на предприятии. Организационная структура маркетинговых служб. Основные требования к построению маркетинговых служб. Факторы, влияющие на выбор организационной структуры подразделения маркетинга предприятия.

Типы организационных структур: сильные и слабые стороны, сфера применения. Развитие маркетинговых структур на предприятиях России.

Понятие контроля маркетинговой деятельности. Задачи и назначение контроля. Виды контроля маркетинга. Контроль за реализацией и анализ возможностей сбыта. Контроль прибыльности и анализ маркетинговых затрат. Этапы процесса анализа маркетинговых затрат .

Стратегический контроль и аудит маркетинга . Понятие и виды аудита маркетинговой деятельности. Подготовка аудита. Типовой план проведения аудита Уровни контроля.


3. Базовые курсы, необходимые для усвоения данной дисциплины

Базовыми дисциплинами являются «Экономическая теория», «Экономика предприятия», «Статистика», «Финансы» и др.


4. Основные модули курса

Тема 1. Концепция маркетинга

Тема 2. Маркетинговая среда и факторы, на нее влияющие

Тема 3. Система маркетинговой информации

Тема 4. Стратегическое планирование маркетинга

Тема 5. Комплексная оценка и прогнозирование рынка

Тема 6. Конкурентоспособность

Тема 7. Ценообразование

Тема 8. Распределение

Тема 9. Продвижение товаров

Тема 10. Реклама

Тема 11. Личная продажа

Тема 12. Стимулирование сбыта

Тема 13. Паблисити

Тема 14. Организация и контроль маркетинга


5. Контактная информация для связи с преподавателем

Кафедра менеджмента инженерно-экономического факультета

Доцент, к.э.н. Могильницкая Галина Олеговна

тел . (3822)563789

E-Mail: galamog@mail.ru