Поведение потребителей
(PovedeniPotreb)

 

ЦЕЛИ КУРСА

В предлагаемом Вам учебном курсе дается представление о предмете, целях и задачах учебной дисциплины «Поведение потребителей» и ее межпредметных связях.

Теоретический раздел программы включает модели поведения индивидуальных потребителей, мотивации потребителей и мотивационные теории, принятие потребителем решения о покупке с учетом внешних и внутренних факторов, жизненный и организационный стиль потребителя, основные принципы построения поведенческих моделей.

Содержание практического раздела позволяет студентам научиться управлять поведением потребителя с использованием теории мотивации и личности.

Целями учебной дисциплины «Поведение потребителей» при подготовке будущего магистра «Коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг»
в области маркетинга являются:
1. Подготовка выпускников к междисциплинарным научным исследованиям для решения задач связанных с разработкой инновационных методов моделирования и оценки конъюнктуры рынков,
бизнес-технологий в сфере маркетинга и коммерции.
2. Подготовка выпускников к проектной деятельности в области разработки и реализации новых конкурентоспособных товаров и услуг, ассортимента товаров, форм и средств рекламы, стратегии развития логистики организации и бренд-технологий.
3. Подготовка выпускников к выбору инноваций в области маркетинговой, торговой, рекламной, логистической и товароведной деятельности.
4. Подготовка выпускников к организационно-управленческой деятельности при реализации инновационных бизнес-проектов, разработки стратегий и тактик предприятий и принятии решений
в области маркетинга или коммерции.
5. Подготовка выпускников к самообучению и непрерывному профессиональному самосовершенствовании.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ

«Компьютерные технологии», «Методологические проблемы современной науки», «Философские проблемы науки и техники», «Методология экономической науки», «Теория сетевой экономики»,
«Конкурентная политика коммерческих организаций», «Стратегический маркетинг», «Рекламный менеджмент», «Организация экспертизы», «Инновационные маркетинговые коммуникации», «Бизнес проектирование коммерческой деятельности», « Методология анализа конкурентной среды», «Маркетинг в отраслях и сферах», «Инновационный маркетинг», «Управление продажами», «Международный маркетинг», «Маркетинг персонала торгового предприятия», «Мерчандайзинг».

СТРУКТУРА ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КУРСА

Модуль 1. Поведение потребителей: становление, цели и задачи дисциплины.

Понятие поведения потребителей. Цели и задачи курса. Предпосылки возникновения дисциплины. Факторы, оказавшие влияние на формирование дисциплины. Этапы становления направления.

Модуль 2. Концепция глобального маркетинга.
Модуль направлен на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в области торгово-технологической и организационно-управленческой деятельности.
Сущность концепции глобального маркетинга. Факторы ее формирования. Глобальное мышление в маркетинге.
Структура глобального маркетинга. Межкультурный анализ.

Модуль 3. Процессы принятия решения потребителем.
Модуль направлен на формирование профессиональных компетенций в области торгово-технологической, организационно-управленческой и научно-исследовательской деятельности.
Понятие процесса принятия решения. Модель процесса принятия решения. Типы процессов принятия решения. Факторы, влияющие на решение проблем.

Модуль 4. Осознание потребности и оценка вариантов перед покупкой.
Модуль направлен на формирование профессиональных компетенций в области торгово-технологической ,организационно-управленческой и научно-исследовательской деятельности.
Осознание потребности. Активизация потребности. Влияние маркетинга на данные процессы. Поиск информации.
Источники информации: личные, коммерческие, общедоступные, эмпирический опыт. Последовательность поиска. Приоритеты.

Модуль 5. Процесс принятия решений о покупке.
Модуль направлен на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в области торгово-технологической и организационно-управленческой деятельности.
Процесс принятия решения о покупке. Факторы, влияющие на процесс принятия окончательного решения. Выбор источника покупки. Развитие маркетинга взаимоотношений на уровне розничной торговли.

Модуль 6. Потребление, оценка вариантов после покупки, распоряжение.
Модуль направлен на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в области торгово-технологической и организационно-управленческой деятельности.
Потребление товаров и услуг. Оценка альтернативы после покупки. Модель оправдания ожиданий. Реакция потребителя на неудовлетворение. Освобождение от продуктов использования. Полное избавление. Переработка.

Модуль 7. Индивидуальные различия потребителей.
Модуль направлен на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в области торгово-технологической, научно-исследовательской и организационно-управленческой деятельности.
Ресурсы потребителей: экономические ресурсы, время и изменения в расходах, познавательные ресурсы. Содержание знаний потребителя, организация знаний. Отношения потребителей, способы влияния на отношения. Мотивация потребителя.
Мотивационные модели. Влияние личности, ценностей и стиля жизни на поведение потребителей.

Модуль 8. Психологические процессы.
Модуль направлен на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в области научно-исследовательской, торгово-технологической и организационно-управленческой деятельности.
Обработка информации. Контакт. Внимание. Понимание. Принятие. Запоминание. Обучение. Познавательное обучение.
Классическое обусловливание. Инструментальное обусловливание. Влияние рекламы на отношение и поведение потребителя.

Модуль 9. Влияние среды на процесс принятия решения о покупке.
Модуль направлен на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в области торгово-технологической и организационно-управленческой деятельности.
Влияние культуры на среду потребления. Влияние этнической культуры на поведение потребителя. Социальные классы и статус человека. Персональное влияние. Влияние семьи и домашнего хозяйства. Влияние ситуации. Алгоритм процесса продажи.
Характеристика основных этапов процесса продажи. Набор необходимых инструментов. Круг успеха.

СТРУКТУРА ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КУРСА

Семинар № 1. Система маркетинговых коммуникаций.

Семинар №2. Реклама в комплексе Маркетинговых коммуникаций.

Семинар №3. Социально – психологические основы рекламы

Семинар №4. Международная реклама.

Семинар №5. Связи с общественностью (public relations /PR/) в системе маркетинговых коммуникаций.

Семинар №6. Прямой маркетинг в системе Маркетинговых коммуникаций.

Семинар №7. Оценка эффективности коммуникационных стратегий предприятия

Семинар №8. Оценка эффективности коммуникационных стратегий предприятия.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

consumer behavior, global marketing, the structure of global marketing, desision-marketing process of a consumer, awareness of the need, evaluation of options before you buy, select the source and the object of purchase, opportunities or resources consumers, effect of environment on the process of desision by a cjonsumer, psychological foundations of communication seller cstomer, organisational buying behavior, organized behavior consumers.

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ СВЯЗИ С ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ

ЗАДОРОЖНАЯ Юлия Фёдоровна, старший преподаватель кафедры маркетинга и антикризисного управления. E-mail: zadorozhnaya@tpu.ru

Copyright ©2012. Tomsk Polytechnic University,
All rights reserved.