Концепции современного естествознания
(КСЕ)

Дисциплина относится к циклу Б.2 – математической и естественно-научной подготовки. Для её освоения требуются знания в объеме школьных курсов физики, химии, математики и биологии. Кореквизиты – математика, информатика, культурология. Знание содержания дисциплины необходимо для освоения дисциплин циклов Б.3 и Б.4.

 

В результате освоения дисциплины студент должен/будет:
знать
• основные составляющие научного метода исследования и преобразования окружающего мира;
• ограниченное число фундаментальных законов, определяющих развитие окружающего мира и техногенной среды обитания человека;
• основные положения концепции фундаментальных сил и полей в природе;
• основные этапы эволюции Вселенной, возникновения биосинтеза и неизбежности появления разумной  жизни на Земле;
• взаимосвязи интуитивно-образного и рационально-логического мышления человека;
• тенденции формирования парадигмы современного естествознания.

уметь демонстрировать
• использование фундаментальных законов природы для оценки величин сил взаимодействия и энерговыделения в естественных и техногенных процессах;
• использование компьютерной техники для моделирования линейных и нелинейных процессов, анализа полученных результатов и прогноза возможных последствий;
• примеры единства естественнонаучной и гуманитарной компонент культуры в повседневной жизни;
• грамотное и логичное изложение своих представлений о вещественно-полевых формах окружающего мира.

иметь представления
• о взаимосвязи религиозной, метафизической и научной картин мира в гуманитарной культуре и в естествознании;
• о закономерностях чувственного восприятия окружающего мира и его отражении в сознании человека;
• об иерархии структурных уровней и форм движения материи;
• о связи геометрических свойств пространства-времени (кривизна и кручение) и  свойств вещественно-полевых форм материи;
• о рециклинге вещества во Вселенной и креативной роли звезд;
• о принципах и механизмах кодирования информации в биологических системах;
• о процессах самоорганизации в неживой и живой природе, условиях ее реализации;
• о средствах создания и применении виртуальной реальности в науке, технике и гуманитарной культуре.

В процессе освоения дисциплины у студентов развиваются следующие компетенции:
1. Универсальные (общекультурные) – способность/готовность:
• к непрерывному самообразованию и самообучению для повышения эффективности профессиональной деятельности, осмысления личного жизненного опыта, ориентации в социокультурном пространстве, формирования собственной позиции по отношению к событиям окружающего мира;
• выбирать соответствующие формы и технологии самообразования и самообучения;
• управлять временными, пространственными, профессиональными и социальными факторами, влияющими на процессы самообучения.  

2. Профессиональные – способность/готовность:
• применять фундаментальные естественнонаучные, социально-экономические и инженерные принципы в качестве основы профессиональной деятельности;
• анализировать проблемы и процессы в профессиональной области с применением научных методов;
• изучать явления и процессы с применением методов анализа и синтеза;
• применять математические модели для решения инженерных задач и интерпретировать физический смысл полученных результатов;
• приобретать новые фундаментальные математические, естественно-научные, социально-экономические и инженерные знания с использованием современных информационных технологий.

Преподаватель:

Стародубцев Вячеслав Алексеевич
- Институт дистанционного образования, Менеджер
- Кафедра общей физики, Профессор
Учебный корпус № 5, 108
Рабочий телефон: 563-845, 563-990
starodubtsev_v_a@tpu.ru